четверг, 27 сентября 2012 г.

Семейные заповеди




Творители
Поскорей ответьте,
Кто такие дети?
Дети — это счастье,
Дети — это страсти!
Кто же их родители?
Это — их хранители,
Жизни им дарители,
Это счастья зрители.
Дети и родители —
Сказочные жители
Сказочной земли.
Где она, вдали?
Рядом, мы идем по ней,
Бесконечно рады ей.
Дети и родители,
Вы — ее творители!

 БЕРЕГИТЕ ДОВЕРИЕ
Доверие — это возможность честно и прямо обсуждать любые,
даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное до-
верие в семье — одна из самых важных задач родителей.
Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин
дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через
окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ,
значит, не хочет вас пускать. Жизнь каждого человека — это огром-
ный мир. Чтобы войти в этот мир, чтобы помочь хозяину этого мира,
нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.
Маленькие дети доверяют родителям и даже просто взрослым
людям. В одном детском саду проводили с детьми серию бесед
о том, что нельзя доверять незнакомцам. Дети все запомнили и по-
вторили. После беседы, на прогулке, воспитательница спряталась
за угол. «Незнакомец» зашел на территорию детского сада и ска-
зал детям, что в узкую трубу провалился котенок и его может вы-
тащить только человек с маленькой рукой. Все дети, не задумыва-
ясь, убежали за «незнакомцем». Вот какая сила доверия к словам
взрослых живет в малышах! Как же нужно обижать и подрывать это
доверие, чтобы в подростковом возрасте дети перестали доверять
своим родителям?!
С другой стороны, взрослые тоже часто не доверяют детям.
Одним родителям трудно доверять детям какие-то дела, зная, что
они сами сделают их намного лучше и быстрее. Другие не делятся
с детьми своими мыслями и проблемами, думая, что дети не пой-
мут. Третьи не воспринимают всерьез проблемы своих детей или
рассказывают о них тем, кому сам ребенок ни за что бы не расска-
зал о своих проблемах.
В общем, способов потерять доверие очень много. В подрост-
ковом возрасте, когда в жизни человека происходят потрясения,
сравнимые с катастрофами, он остается один. И взрослые не смогут
помочь, если в руках у них не будет волшебного ключа доверия.
Дружите с детьми
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять —
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети — мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Вопросы и задания:
• Почему родителям не хватает времени на общение с детьми?
• Что значит — относиться к детям по-взрослому?
• С какого возраста ребенка можно считать взрослым?
• Обо всем ли вы можете рассказать своим родителям?
• Почему иногда дети не доверяют своим родителям?
• Кому из своих родных вы доверяете больше и почему?


Если теряется доверие
Мама Тимки часто говорила своей подруге:
— У меня с Тимошкой нет проблем. Мы с ним друзья.
— Одна воспитываешь сына, и нет проблем!? Неужели он
не балуется? — удивлялась подруга.
— Балуется, конечно. Бывает, и соврет, но тут же призна-
ется и прощения попросит. Главное, что он доверяет мне свои
тайны, — хвасталась мама.
— У меня с двумя дочками полно проблем, хотя мы их
вчетвером воспитываем: я, папа и бабушка с дедушкой. Стар-
шая — такая скрытная, ничего не рассказывает, — пережива-
ла подруга.
Мамина подруга жила в соседнем подъезде и часто забегала
к маме вечером поболтать. Тимка любил подслушивать их разго-
воры, а потом пересказывал все Наташе, старшей дочке маминой
подруги. Тимка и Наташа учились в одном классе и возвращались
из школы вместе, пока ребята не начали их дразнить женихом
и невестой. Тогда Тимка перестал провожать Наташку из шко-
лы. Но недавно ситуация изменилась. Наташа отвечала у доски,
и вдруг Тимка увидел, какая она красивая. Каштановые волосы
девочки сверкали в лучах весеннего солнышка. Тимка заметил
маленькие завитки на висках, и у него перехватило дыхание. Для
Тимки настали мучительные дни. Мальчик хотел поговорить
с девочкой, но язык словно прилип. «Как я раньше запросто бол-
тал с ней?» — думал Тимка. Дома он признался маме:

— Мам, мне Наташа нравится, но я не могу ей этого ска-
зать.
— Вы же с ней давно дружите, — удивилась мама.
— Раньше дружили, а теперь она мне по-настоящему нра-
вится, — объяснил мальчик.
Мама начала шутить, но, увидев, что сын насупился, се-
рьезно сказала:
— Если не можешь поговорить, просто проявляй знаки
внимания. Подай вовремя ручку, подложи в парту что-нибудь
вкусное или сувенир. Женщины ценят знаки внимания.
Вечером, лежа в постели, мальчик с радостью подумал:
«Отличная у меня мама». Он уже почти заснул, когда услы-
шал, как мамина подруга говорит сквозь хохот: «Рано им еще
в любовь играть. Я смотрю, моя Наташка стала прихораши-
ваться по утрам. Вот я ей задам».
«Мама все разболтала», — расстроился Тимка, но по-
настоящему плохо ему стало в школе. Наташка, увидев его,
презрительно процедила: «Трепло», и пересела на заднюю
пустую парту.
День начался и закончился ужасно. Тимка получил двой-
ку и подрался, а дома он впервые серьезно поссорился с ма-
мой.
На следующий день, проходя мимо группы девочек на
перемене, Тимка услышал их разговор:
— Наташ, в холле продают симпатичные медальоны со
знаками зодиака, всего десять рублей стоят.
— У меня нет денег, — вздохнула Наташа.
Тимка быстро разыскал одноклассника Ивана Жукова,
Жука, как звали его все ребята, и попросил у него взаймы де-
сять рублей.
— Завтра отдашь двадцать, — заявил Жук, протягивая
мальчику десятку.
— Ну, ты и жук! — воскликнул Тимка.
— Ага, Жук, а ты не знал? — загоготал мальчишка, и его
компания тоже развеселилась.
Раньше Тимка всегда проходил мимо Жука и компании
его приспешников. Жук и его дружки цеплялись к малышам
из первых-вторых классов, а своих одноклассников не трога-
ли. Мальчик отогнал неприятные мысли и поспешил в холл.
К счастью, ему достался последний Козерог. Он успел до кон-
ца перемены завернуть его в бумажку с единственным словом
«прости» и незаметно подложил подарок девочке в учебник.
На следующей перемене счастливый Тимка увидел, как На-
таша с портфелем возвращается к его парте.
— Ладно, мир, только больше не болтай зря, — попро-
сила девочка.
— Ага, мир, — согласился, покраснев Тимка.
Вечером он попросил у мамы двадцать рублей, но она от-
ветила:
— Я тебе после получки дам, сейчас совсем нет денег.
— Мам, мне обязательно нужно завтра долг отдать, —
умоляюще сказал мальчик.
— Для чего ты занимал деньги? — поинтересовалась
мама.
— Ни для чего, — грубо ответил Тимка.
— Прекрасно, значит, и отдавать не нужно, — обиделась
мама.
Через неделю Тимкин долг превысил шестьсот рублей.
После школы Жук остановил его и заявил:
— Либо гони деньги, либо завтра будешь работать на нас.
Без объяснения мама такую сумму не дала бы, тем более
они теперь ссорились постоянно. Работать на Жука — зна-
чило в укромных переулках отнимать у ребят деньги и вещи.
Этого Тимка тоже делать не мог, и мальчик сказал маме, что
проиграл деньги в карты. Реакция была бурная. Мама кричала,
хотела бежать в школу к директору, обвиняла Тимку в небла-
годарности, но денег так и не дала. Когда мама уснула, Тимка
решился. Он прокрался в комнату и вынул из ящика маминого
стола нужную сумму.
Пропажа денег обнаружилась быстро. Утром мама раз-
будила сына словами:
— Ты грубишь, плохо учишься, связался с дурной компа-
нией и начал воровать. Ты потерял мое доверие. Иди в школу
и предупреди директора, что я приду после уроков поговорить
о твоем поведении.
«Ты тоже мое доверие потеряла», — подумал Тимка, взял
портфель и вышел из дома. В школу идти было нельзя, и маль-
чик решил уехать к бабушке. Тимка дождался, когда из сосед-
него подъезда выйдет Наташа, и пошел с ней рядом.
— Тим, понеси мой портфель, — попросила девочка.
— Не могу, Наташ, я уезжаю, хотел только с тобой попро-
щаться, — тихо ответил мальчик.
— Ты из-за Жука? — догадалась девочка и предложи-
ла: надо собрать ребят и проучить его, а то он совсем рас-
поясался.
— Не только из-за Жука. Маме я не нужен, она мне
больше не доверяет, поеду к бабушке. У некоторых товар-
ных вагонов есть площадка. Сел на нее, и езжай с ветерком
без билета, — бодро заявил Тимка, чмокнул девочку в щеку
и убежал.
Наташа долго смотрела вслед мальчику, а потом решитель-
но повернула обратно к дому. Она подошла к двери Тимкиной
квартиры и нажала на кнопку звонка.
— Здравствуй, Наташа, я спешу, приходи вечером, — сухо
сказала Тимкина мама.
— Тимка сейчас уехал к бабушке на товарном поезде, —
сообщила девочка.
— Что ты говоришь? — охнула мама, схватившись за
сердце.
— Я вам все расскажу, но дайте слово никому об этом не
говорить, даже моей маме, потому что она болтушка, — по-
просила девочка, когда Тимкина мама выпила валерьянки
и села на стул.
Мама покраснела и кивнула головой.
— Началось все с этого медальона. Тимка занял у Жука
десять рублей, чтобы купить его для меня. — Девочка доста-
ла из кармашка маленького Козерога на цепочке и положила
маме на ладонь.
Выслушав рассказ девочки, мама выскочила из дома. Она
добралась на такси до вокзала, но потом растерялась. Перед
ней в разные стороны разбегались десятки путей.
Мама побежала вслед за каким-то товарным поездом, и вдруг
в ее ладони что-то кольнуло. Она с удивлением обнаружила, что
все еще сжимает в руке блестящего Козерога на цепочке.
Женщина снова побежала за поездом, и Козерог снова коль-
нул ее. Мама кинулась в другую сторону, Козерог потеплел.
Это было как игра «холодно—горячо». Козерог колол ее, если
она шла не туда, и теплел, если она двигалась в нужном на-
правлении. Вдруг медальон стал горячим, и мама увидела, что
мимо нее едет, набирая скорость, товарный поезд. На площадке
последнего вагона сидела сгорбившаяся родная фигурка.
— Сыночек, Тима, Тимочка, — закричала мама, пытаясь
догнать поезд.
Мальчик заметался, а потом закрыл глаза и прыгнул.
Очнулся Тимка в больнице. Он открыл глаза и увидел за-
плаканную маму и Наташку.
— Пришел в себя наконец, герой со сломанной ногой. Ма-
ма с сестричкой так тебя любят, а ты надумал прыгать с по-
езда, — проговорила вошедшая санитарка.
«Это не сестричка», — хотел сказать Тимка, но промолчал.
— Это я виновата, — вздохнула мама и погладила сына
по голове.
— Мы все виноваты, — улыбнулась Наташа, и Тимке
показалось, что маленький блестящий Козерог у нее на шее
кивнул головой.
Вопросы и задания:
• Как бы вы поступили, если бы узнали, что ваши родители рас-
сказали своим друзьям ваш секрет?
• Что должна была сделать Тимкина мама, чтобы сын не убе-
жал из дома?
• Как бы вы поступили на месте Тимки?
• Если вам нравится какая-либо девочка (мальчик), рассказы-
ваете ли вы об этом своим родителям?
• Какой бы вы совет дали своим родителям, чтобы они вам
больше доверяли?


МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Почему дети и родители не доверяют друг другу?
Дети начальной школы
♦ Мои родители доверяют мне, потому что я их долго знаю.
♦ Мне доверяют родители, потому что я честный.
♦ Мои родители доверяют мне, потому что мама и папа понимают
меня и серьезно относятся к воспитанию.
♦ Мне доверяют все несложные дела.
♦ Мне не доверяют родители, потому что я несколько раз обма-
нывал.
♦ Родители мне доверяют, потому что они меня любят и я их
тоже.
♦ Родители мне доверяют, потому что я всегда прав.
♦ Мне родители доверяют, потому что я им тоже доверяю.
♦ Доверяют, потому что ответственный.
♦ Родители мне доверяют, потому что я все делаю.
♦ Родители мне доверяют, потому что я их ребенок.
Дети средней школы
♦ Не доверяют, потому что время такое.
♦ Не доверяют, потому что это совсем разные люди.
♦ В нашей семье одно сплошное доверие.
♦ Не доверяют, потому что нет понимания, или мамы бывают
очень строги со своими детьми.
♦ Не доверяют, потому что родители достают детей.
♦ Боятся, что родители растреплют тайны кому-либо.
♦ Не верят друг другу.
♦ Доверия нет. Возможно, у каждого есть свои тайны, секреты.

Не доверяют, потому ♦ что они считают нас маленькими.

♦ Не доверяют, потому что у детей и взрослых разные взгляды на
жизнь, и они не понимают друг друга.
♦ Доверия нет. Взрослые очень часто забывают, что они когда-то
тоже были не взрослыми.
♦ Доверия нет. Расскажешь маме секрет, например, о мальчике,
так она это всем растрезвонит!!!
♦ Я доверяю, и мама мне тоже — 13 лет.
♦ Не доверяют, потому что они мало разговаривают друг с
другом.

                                         МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Понимают ли тебя твои родители?
Дети начальной школы
♦ Я думаю, чтобы родителям понимать детей, детям нужно рас-
сказывать родителям обо всем, о чем они думают и о чем знают.
Не скрывать секретов, делиться информацией.
♦ Родителям нужно относиться к детям как к друзьям и обсуждать
свои проблемы вместе.
♦ Надо, чтобы родители и дети полностью доверяли друг другу:
дети — свои романы, а родители — свою работу.
♦ Надо, чтобы родители и дети виделись больше и общались
больше.
♦ Нужно давать советы родителям и детям, объяснять все, если
что непонятно. Для этого нужно, чтобы родители любили нас,
а мы их.

♦ Я думаю, что родителям нужно больше проводить времени вме-

сте с детьми. А дети должны ничего не скрывать от родителей.
♦ Дети и родители должны прощать друг друга.
♦ Дети и родители должны рассказывать все секреты друг
другу.
♦ Если вас обидели, расскажите родителям все, что у вас на душе.
Раскройте все тайны, чтобы вам было легче, чтобы родители
могли помочь вам.
♦ Мне никогда не нужно скрывать свои секреты от родных людей,
а маме нужно сдерживаться и стараться не кричать на ребенка.
♦ Чтобы дети и родители понимали друг друга, нужно, чтобы дети
не говорили, что родители какие-то плохие, а родители всегда
помогали своим детям.
♦ Мне кажется, что родителям нужно прислушиваться к мнениям
детей, а дети должны их слушаться и рассказывать им все.
Дети средней школы
♦ Мама может за мелочь даже поругать, папа — ничего.
♦ Чаще всего мы стараемся просто не разговаривать, если кто-то
в плохом настроении во избежание конфликтов.
♦ Как когда.
♦ Когда мама усталая, она меня ругает, выбрасывает всю отрица-
тельную энергию на меня. Папа даже не дослушает до конца.
♦ Родители ко мне хорошо относятся, особенно папа.
♦ Когда родители усталые, они злобно реагируют на меня.
♦ Родители меня иногда не замечают.
♦ Если я расстроился, то обычно мне приходится извиняться,
хотя я был прав.
♦ Мама или папа садятся рядом и спокойно все объясняют и успо-
каивают.
♦ Если я расстроился, мама начинает меня радовать по-раз-
ному.
♦ Если я расстроилась, меня все успокаивают. Они мне скажут:
«Забудь про это!»
♦ Меня всегда успокаивает сестра, а от мамы нет никакой под-
держки.
♦ Нет, потому что они иногда неправильно все подсказывают. Мы
не хотим, чтобы они лезли не в свое дело.

Рыбка Софья, 3 «А» класс,

МОУ финансово-экономический лицей №29
Как детям и их родителям научиться пони-
мать друг друга...
В моем рассказе я напишу о том, как детям и их родите-
лям научиться понимать друг друга. Многие дети очень мало
времени проводят с мамой и папой, находясь дома одни, так
как у родителей постоянно свои дела, они приходят поздно
с работы. Хотя эта проблема существует не во всех семьях,
а только в тех, где нет бабушек и дедушек.
Когда родители приходят домой, дети хотят поделиться
с ними своими впечатлениями, рассказать, как прошел день,
хотят от них добрых, теплых слов...
Но у уставших родителей свои проблемы, им некогда по-
слушать. Они считают, для того чтобы всем вместе смотреть
телевизор и пить чай, есть выходные.
Я хочу дать совет родителям: вы должны больше времени
уделять своим детям!
У меня есть совет и детям: постарайтесь понять своих ро-
дителей, поверьте, они вас очень любят!
Я прошу всех не относиться к этому как к простому рассказу
ребенка. Прислушайтесь к проблемам ваших детей!

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?
Вы когда-нибудь думали о том, почему люди обманывают друг
друга?
Ответов много: чтобы никого не обидеть, чтобы не выглядеть
неприлично, чтобы не получить в ответ агрессию в виде наказания,
крика, унижения.
Пока в мире будут существовать агрессия, унижение, обида
и страх, будет существовать и обман.
Но мир начинается с семьи. Если дети в семье обманывают,
значит, они боятся получить от вас унижение, крик или наказание.
Человек так создан. Если он боится, он прячется. Обман — очень
удобный и легкий способ спрятаться.
Это совсем не значит, что ребенка не надо наказывать.
Спросите у самих детей, нужно ли их наказывать.
Дети практически всегда отвечают: «Конечно, надо, если за-
служили, если справедливо». Но все дети утверждают: «Детей ни
в коем случае НЕЛЬЗЯ бить».
Нам порой легче и быстрее дать ребенку затрещину, если он
провинился, чем разбираться в проблеме и придумывать наказа-
ние, которое бы не унизило ребенка, но помогло ему понять, что
он поступил плохо. Любое унижение, полученное даже маленьким
человеком, рождает желание обмануть, скрыть.
Неумелый, первый и видный невооруженным взглядом обман
порой даже смешит нас. А на самом деле это огромный и тревож-
ный звонок родителям:
ваш ребенок вас боится и учится обманывать!

Злой обман
От обмана все страдают,
Зло несет он, унижает,
Учит близких предавать,
По ночам мешает спать.
Он от страха появился,
Но тихоней притворился,
Чтоб ему все доверяли
И его не замечали.
Он боится раскрываться,
Заставляет завираться,
С ним невыносимо жить —
Лучше правду говорить!
Вопросы и задания:
• Считаете ли вы обман ужасным?
• К каким плохим последствиям приводит обман?
• Чувствуете ли вы, когда вас обманывают?
• Как должны родители наказывать детей за проступки, чтобы
они не боялись в них признаваться?
Творческое задание «Почему обман ужасен»
Дети делятся на группы. Каждая группа получает карточку с опи-
санием какой-либо ситуации и должна перечислить все возможные
последствия этой ситуации, например:
● правитель обманывает свой народ;
● бизнесмен обманывает своих клиентов;
● учитель обманывает учеников;
● продавец обманывает покупателей;
● родители обманывают детей, и т.д.

МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Почему дети обманывают родителей?
Дети начальной школы
♦ Дети обманывают родителей вот почему: дети могут что-то сло-
мать, а потом сказать, что это не они сделали, или из-за того,
что им надо что-то прочитать, а они не прочитали.
♦ Потому что стыдно.
♦ Потому что они стесняются.
♦ Потому что родители высокие и все видят свысока.
♦ Не хотят, чтоб их ругали.
♦ Когда дети что-то хотят, но не могут этого добиться, они обма-
нывают.
♦ Потому что дети боятся, что на них рассердятся.

♦ Не хотят, чтобы наказали.
♦ Потому что боятся разозлить родителей.
♦ Потому что родители ничего не разрешают.
♦ Я не обманываю.
Дети средней школы
♦ Потому что родители часто ругают и очень достают.
♦ Когда дети понимают, что родители не разрешат им что-либо,
они начинают врать.
♦ Потому что родители могут не так понять.
♦ Чтобы родители не орали.
♦ Потому что они хотят своей жизни.
♦ Чтобы родители не задавали лишних вопросов.
♦ Потому что детям надо выкрутиться из какой-либо ситуации.
♦ Дети боятся реакции родителей.
♦ Детям очень тяжело что-нибудь рассказывать.
♦ Боятся наказания и не доверяют.
♦ Потому что дети знают ответ родителей, и он им не нравится.
♦ Потому что дети не хотят расстраивать родителей.
♦ Потому что дети хотят поступать по-своему.
♦ У детей есть, что скрывать.
Арс ёнова Арина, 4 «А» класс,
МОУ финансово-экономический лицей №29, г. Пенза
Детей никогда нельзя бить, потому что дети учатся всему
именно у взрослых и могут стать такими же. Еще я считаю, что
нельзя никогда врать друг другу...
Монетка на счастье
Жила-была одна семья: мама, папа и их сынишка Сережа.
Родители любили Сережку, но очень часто врали ему. Обеща-
ли они сыну велосипед за хорошую учебу, но не купили, обе-
щали вместе в кино сходить, но не сходили, и так было часто.
Сережа старался, учился, он хотел, чтоб родители его похва-
лили, а они только отмахивались от сына да обещания разные
давали и не выполняли. Горько стало Сережке, понял он, что
родители сынка обманывают.

Однажды гулял Сергей во дворе, и к нему подошел старый-
старый дед и попросил принести себе воды. Сбегал Сережа
за водой, напился старик и в благодарность подарил мальчи-
ку волшебную монету, если потереть ее ладошкой, то любое
желание сбудется.
Побежал мальчуган домой, очень ему хотелось использо-
вать волшебную силу монеты. А самым заветным желанием
у него было, чтобы родители перестали ему врать и побольше
обращали на него внимания. Так и случилось: мальчик потер
монету, и его желание исполнилось. С тех пор если мама и па-
па давали сыну обещания, то всегда выполняли их. Сережка
был счастлив!
Моя сказка закончилось благополучно, но в реальности
у нас нет таких волшебных монет.
Мне хочется, чтобы в каждой семье родители и их дети
были честны друг к другу и всегда выполняли данные обеща-
ния.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.