суббота, 2 февраля 2013 г.

"Памятки для родителей первоклассника"




  Уважаемая мама!

 Уважаемый папа!



Если у вас в семье растет будущий первоклассник, то это обращение  к Вам.




Каких учеников ждут в первом классе?



Попробуем в этом разобраться.
Прежде всего, школа хочет видеть здоровых учеников. Здоровье – состояние полного физического, психологического, социального благополучия.

1.     Большинство учебных программ рассчитаны на учеников 1,2,3 группы здоровья.



2.     Особое внимание обратите на развитие тонкой моторики руки (степень нажима ручки, карандаша, аккуратность проведения линий; следите за тем, как ребенок держит карандаш, ложку во время еды).
Рекомендации: больше рисовать, разукрашивать, штриховать, работать с мозаикой, конструктором, вырезать мелкие детали из бумаги.

3.     Для успешного обучения ребенка, в семье необходимо создать спокойную и доброжелательную обстановку. Если у вашего ребенка: заикание, речь с запинками, чрезмерная замкнутость, частое моргание, энурез, ребенок грызет ручку, ногти, то Вам необходимо обратиться к невропатологу.


4.     Одно из главных требований к будущему первокласснику – активность и самостоятельность (не делать за детей то, что они могут сделать сами).

5.     Серьезные требования предъявляются к развитию мышления (умение обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать).

6.     Ребенок должен уметь  управлять своей памятью (запоминать и воспроизводить.

7.     Внимание первоклассника должно быть таким, чтобы с учетом небольших пауз в течении урока, ученик сохранял рабочий темп 30-40 минут.

8.     Заканчивая ДОУ, будущий первоклассник должен уметь связно излагать свои идеи, уметь доказывать свои мысли, иметь достаточный словарный запас, помогающий грамотно строить свою речь.
9.     Обратите внимание на то, как ребенок умеет устанавливать межличностные отношения с детьми и взрослыми, т.е. умение общаться.

10.           Ребенок должен иметь позитивную систему мнений о самом себе и устойчивую самооценку «Я-хороший».

11.           Успешное обучение невозможно без развития мотивационной сферы, т.е. будущий первоклассник должен понимать: «Почему нужно хорошо учиться в школе?»

12.           Если ваш ребенок не выговаривает звуки, то необходимо обратиться к логопеду. Недоученный ребенок будет испытывать больше трудностей  в обучении.

Помните!

 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе уже сегодня – это значит быть готовым всему этому научиться.

Ребенок склонен к точным наукам, если он:

·   Проводит много времени за разгадыванием головоломок, легко отгадывает загадки и отвечает на вопросы викторины, требующие быстрой реакции и сообразительности, без запинки отвечает на любой вопрос, касающийся математических действий, доступных детям его возраста.
·   С удовольствием играет в такие игры, как шахматы, шашки и другие, требующие трезвого расчета, умения просчитать ситуацию на несколько ходов вперед.
·   Охотно строит башни из кубиков, дома, мосты и другие предметы из конструктора, с легкостью разбирается в чертежах, планах и пояснениях, данных в виде рисунков.
·   Целеустремлен, всегда знает, чего хочет, не колеблется при выборе, может объяснить причины своих действий и поступков, аргументирует свои желания и легко делает выводы из поступков других людей относительно их слабостей, стремлений и предпочтений.
·   Аккуратен. Даже если, на взгляд взрослых, в его игровом уголке свалка (хотя это и редкость для таких детей), ребенок прекрасно знает, где что лежит. Никогда не ищет свои вещи, отлично помня, где их оставил, часто успешно помогая взрослым в поиске «пропавших» мелочей.
·   Не тратит много времени на выражение чувств, не слишком эмоционален (это относится и к девочкам). Эмоциям предпочитает действия, поцелуям и радостным приветствиям – короткое крепкое объятие и выразительный взгляд, улыбку. Не любит сидеть на коленях у взрослых.
·   Фразы и предложения четкие, состоят из 3-4 слов. Не склонен подробно описывать, что видел или слышал, ограничиваясь несколькими фразами. С трудом можно заставить передать свои впечатления от фильма, книги, спектакля: «понравилось» или «не понравилось» - обычно единственная оценка. Изредка может добавить 1-2 аргумента, но не больше.
·   Уже с ранних лет строит большие планы и старается им следовать, все любит делать «как задумано», любые внезапные действия и происшествия выбивают его из колеи. Если о ком-то сложил  определенное мнение, трудно переубедить относиться к человеку по-иному. Может раздражаться, если видит, как кто-то, по его мнению, поступает неправильно.
·   Упрям, критичен, любит выносить оценку поступкам и работе других, сам критику воспринимает с трудом, только при условии, если она аргументирована, и он согласен с некоторыми доводами. В противном случае убедить его в неверности тех или иных поступков невозможно.
     Ребенок – гуманитарий, если он:
·   Очень любит слушать сказки и читать книжки. Может слушать много раз уже знакомую историю, с замиранием сердца ждет страшной развязки, даже если рассказ знает наизусть.
·   С охотой включается в такие игры, как «расскажи сказку на определенную тему» или «продолжи за мной рассказ». Часто «выдает» неожиданные версии, истории, придумывает оригинальные развязки и сюжеты.
·   Может сходу включиться в игру, в которую играют другие дети, даже не зная правил. Часто придумывает новые правила для старых знакомых игр.
·   Большой фантазер. Способен сочинить совершенно невероятную историю о себе, о знакомых, о героях книг и фильмов, придумать им новые приключения и потом, поверив собственным словам, продолжать пересказывать новую версию.
·   При наличии младших (а иногда и старших) братьев и сестер – незаменимый «сказочник». Может увлечь своими историями группу детей, популярен в компании сверстников.
·   Обычно не расстраивается из-за грустного окончания книг и фильмов, а придумывает для собственного успокоения и развлечения других детей свой финал, где герои поступают согласно его представлениям о справедливости и счастье.
·   Доверчив, его легко можно заставить принять любую, самую неправдоподобную историю, если рассказана она человеком, чье мнение он считает весомым.
·   Построив из конструктора или кубиков дом, башню, замок, сочиняет целые истории про их обитателей. Все игрушки имеют имена и названия. В игровом уголке ребенка, как в настоящем городе, есть свои улицы, площади и дома.
·   Использует любой рисунок, картинку в книге, предмет домашнего обихода как повод к очередному фантастическому описании.
·   Отличается развитой речью, знает много слов и пользуется сложными речевыми оборотами. Ребенок легко воспринимает и с удовольствием использует новые для него понятия, вставляя их в свои рассказы.
·   Эмоционален, ласков, предпочитает тесный контакт с родителями – объятия, поглаживания, поцелуи принимает с большой радостью, сам стремится часто прикоснуться к маме, бабушке, отцу.
·   Часто не реагирует на замечания, находясь в своем выдуманном, воображаемом мире, не в силах быстро перенестись в реальность.
·   Свободно и легко запоминает разные тексты, даже больших объемов, легко учит иностранные слова.
·   Не любит действовать «по плану», предпочитает спонтанность, обожает, когда что-то происходит неожиданно: сюрпризы, по его мнению, самое интересное в жизни.
·   Его нельзя назвать аккуратным, хотя он искренне старается наводить порядок в своих игрушках.
Ребенок – человек искусства,
если он:
·   Не расстается с карандашами, красками, фломастерами, стремится зарисовать  буквально все – впечатления от мультфильма, прочитанной взрослыми книжки, услышанной истории, изображает друзей и знакомых. Может изобразить пришедших в гости взрослых.
·   Любит показывать разные сценки из жизни, «передразнивает» слова и поступки окружающих, с удивительной точностью пародирует их интонацию, жесты, выражения лиц. Предпочитает показывать или рисовать что-либо, чем описывать то же самое словами.
·   Что-то мастерить, лепить, шить из кусочков, складывать из мозаики разные картины и узоры – любимое занятие.
·   Очень любит музыку, живо реагирует на нее. Необыкновенно эмоционален и впечатлителен, очень развито воображение. У него может испортиться настроение от громких резких звуков музыки, от темных или «кричащих» обоев.
·   Если при нем рассказали какую-то страшную историю, с трудом засыпает ночью. Нередки кошмары, плохо переносит ссоры окружающих, нервничает, может расплакаться, когда слышит раздраженные голоса близких, крики.
·   Не любит истории с «плохим концом», расстраивается, если слышит грустную песню, стихотворение.
·   Нуждается в постоянном одобрении своих действий, от критики расстраивается, не находит себе места, старается уничтожить или переделать раскритикованную работу или поделку.
·   Часты перепады настроения, может заливисто смеяться и через пять минут вспылить, расплакаться. Легко возбудим, легко дает обещания и так же легко их забывает.
·   Речь развита, но говорит неровно – то торопливо, сбивчиво, проглатывая слоги и отдельные буквы, то вдумчиво, рассудительно и плавно, четко выговаривая слова. Подобные перемены обусловлены обилием информации и впечатлений.
·   Может подолгу переживать и драматизировать события, легко попадает под влияние более сильных и волевых детей.
·   Нередко застенчив, не любит находиться на публике, в центре внимания других людей. Но есть и другой тип детей, стремящихся всегда быть на виду. Для таких присутствие посторонних – возможность проявить себя, продемонстрировать свои способности.
·   Третий тип – это те, кто сосредоточен на себе, своем внутреннем мире. Такие дети часто молчаливы, неэмоциональны, предпочитают одиночество, компании сверстников их не прельщают. С другими детьми сходятся с трудом. Мечтатели и выдумщики.
·   Иногда находят благодарных слушателей среди компании одногодков, поверяют им свои мечты и истории, при этом следят за реакцией. Если видят, что их не воспринимают всерьез, способны замкнуться. Требуют от родителей и близких особо деликатного и тактичного отношения.

Несколько правил.


Ø  Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

Ø  Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

Ø  Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

Ø  Сделайте стенд, где ребенок сможет показывать свои работы..

Ø  Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.

Ø  Покажите ребенку, что его любят и понимают таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

Ø  Поручите своему ребенку посильные дела и заботы.

Ø  Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

Ø  Помогайте ему улучшать результаты его работы.

Ø  Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
Ø  Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев.

Ø  Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

Ø  Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

Ø  Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

Ø  Снабжайте ребенка книгами и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

Ø  Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать.

Ø  Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

Ø  С вниманием относитесь к его потребностям.
Ø  Каждый день находите время,  чтобы побыть с ребенком наедине.

Ø  Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
Ø  Приучайте его к регулярному чтению с малых  лет.

Ø  С вниманием относитесь к его потребностям.

Ø  Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

Ø  Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел

Ø  Не дразните ребенка за ошибки. Хвалите за любые успехи.

Ø  Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

Ø  Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

Ø  Не запрещайте ребенку играть с разным хламом,   это стимулирует его воображение.

Ø  Побуждайте ребенка находить проблемы и потом решать их.

Ø  Будьте честными в оценке своих чувств  к  ребенку.

Ø  Не ограничивайте темы, обсуждаемые с ребенком.  Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и  нести от­ветственность за них.

Ø  Помогайте ребенку стать личностью.

Ø  Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

Ø  Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Ø  Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Ø  Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

Ø  Никогда не «отмахивайтесь» от неудач ребенка, говоря ему:
   "Я этого тоже не умею".

Ø  Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в пози­тивном конечном результате.

Ø  Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируй­те процесс развития.

  

  ДЕТИ      УЧАТСЯ 


                                   ЖИТЬ…









   Если ребенок
        растет в критике,
                      он учиться осуждать.

    Если ребенок
                  растет во враждебности,                      
         он учиться бороться.

       Если ребенок
                  растет в жалости,  
  он учится жалеть себя.

    Если ребенок
                   растет среди насмешек,   он учиться быть замкнутым.

      Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.

      Если ребенок растет с        чувством стыда,
        он учиться быть виноватым.

Если ребенок растет
                 в атмосфере поддержки,   он учится быть надежным.


    Если ребенок растет
 в обстановке терпимости,
      он учится быть терпеливым.


   Если ребенок растет
         в похвале,
         он учится быть признательным.



    Если ребенок растет
                  в атмосфере одобрения,                 он учится нравиться себе.


   
 Если ребенок растет
                    в     сочувствии,
        он учится быть                великодушным.        
    

      Если ребенок растет
       в честности
                          и справедливости, он учиться различать
                      добро и зло.


       Если ребенок  живет в вере,
 он учится верить в себя и окружающих.


      Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что



МИР – ЭТО ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО!



АНКЕТА для самоанализа.

Чтобы лучше понять своего ребенка ответьте на следующие вопросы.

1.Какой (каким?) меня видит мой сын (дочь)?

2.Чувствует ли он, что я его люблю?

3.Считает ли он, что я   его понимаю?

4.Есть ли у него основания считать меня справедливым человеком и отзывчивым?

5.Нравится ли ему, как я с ним говорю?

6.Хотел бы  я, чтоб он говорил со мной как я с ним?

7.Если я,  когда мы ссоримся,  чувствую обиду, злость, то,  что чувствует он ко мне?

8.Хотел бы я, чтобы меня воспитывали так, как я его?

9.Каких тем я избегаю в разговоре с ним?

10. Не  чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

11.От  чего он страдает? Знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

12.Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие,  которым мы оба занимались бы
с удовольствием?

                    

 Адаптация к школе.

            
ВРЕМЯ И УСИЛИЯ

Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Когда мы говорим об адаптации ребенка к школе, следует помнить, что процесс этот не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только «встроиться в нее», но и ее «пристроить к себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.
Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче — и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.
Что же от него требуется?


ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.

 

Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья.
Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время «острой адаптации». Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.


УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации.
 Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
 Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль. Систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

       

Игра с таймером для гиперактивных детей

Введение и обоснование
Игры с таймером была разработаны для того, чтобы повысить у гиперактивных детей мотивацию к контролю своих реакций и дать им возможность почувствовать удовлетворение от выполненного действия. В настоящее время существует несколько разработанных для этого игровых техник. У всех из них есть общее – использование положительного подкрепления за успешное выполнение, постепенное усложнение упражнений, перенос внимания ребенка на интересный и понятный ему компонент задания. Игра с таймером способствует развитию навыков самоконтроля – это один из ее основных психотерапевтических факторов. Если игра ребенку интересна, он проявляет настойчивость, которая, вполне вероятно, позволит ему справиться с задачей и получить определенное вознаграждение. Для возбудимого ребенка очень важно почувствовать успех в игре, что даст ему не только ощущение победы, но и своей компетентности.
Приводим два варианта, доступных для практического применения в домашних условиях.

1. Описание техники
Для работы необходимо иметь: таймер, фишки, принадлежности для рисования, кубики и ряд простых детских книжек для самостоятельного чтения. Ребенку предстоит выполнить одну из следующих задач: построить из кубиков башню, нарисовать картинку, раскрасить сделанное по трафарету изображение или прочесть книжку. Взрослый предлагает игру с таймером:

– Сначала я дам тебе десять фишек. Вот кубики. Тебе нужно построить из них башню. На выполнение задания у тебя будет пять минут. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. Если ты вдруг отвлечешься от строительства башни, то должен будешь отдать мне одну фишку. Всякий раз, когда ты задашь мне какой-нибудь вопрос, начнешь заниматься чем-нибудь другим или разговаривать, ты должен будешь отдавать мне по одной фишке. Если же за пять минут ты ни разу не отвлечешься от своего дела, я дам тебе еще десять фишек. Когда наберешь пятьдесят фишек, ты сможешь затем взять все, что захочешь, из «сумки с сокровищами», – в этой сумке находятся заранее приобретенные маленькие игрушки. – Хочешь спросить что-нибудь?

Ребенок может поинтересоваться, что ему делать по окончании строительства башни. На это психотерапевт может сказать:

– Хороший вопрос. Ты должен продолжать строить что-нибудь другое. Когда пройдет пять минут, таймер просигналит вот так, – взрослому нужно продемонстрировать сигнал таймера. – Ты получишь фишки, только когда закончится время.

В течение первых нескольких минут, пока ребенок выполняет задание, взрослый ему не мешает. Но его задача заключается в том, чтобы приучить ребенка делать свое дело, чтобы ни происходило вокруг – в комнате, в коридоре или на улице. Поэтому вскоре он может попытаться его чем-нибудь отвлечь. Вначале ребенок будет всякий раз бросать свое занятие, когда психотерапевт что-нибудь уронит, начнет заниматься уборкой и т. д. Если играть с таймером на протяжении нескольких сессий, мотивация ребенка значительно повысится, и он действительно захочет иметь пятьдесят фишек, чтобы завоевать приз. На следующем этапе работы, когда ребенок получит приз, можно предложить ему поиграть снова, удлинив время работы на пять минут. В конце концов, можно приучить ребенка к сосредоточенной деятельности в течение всего времени занятия.

Показания и рекомендации к применению

Предлагаемое упражнение очень полезно гиперактивным детям с неустойчивым вниманием. Интересная игра в безопасной обстановке позволяет им почувствовать свою способность успешно справляться с поставленной задачей. Применяя определенную систему поощрения и наказания, можно мотивировать ребенка к работе, однако наиболее значимым для него, по-видимому, является самоощущение успеха. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на лицо ребенка в тот момент, когда он получает дополнительные десять фишек за то, что ни разу не отвлекся от своего дела.

По книге Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер «Практикум по игровой психотерапии»

Игра для тренировки произвольного внимания 


с секундомером

В игре можно использовать будильник или таймер. Будильник ставится на очень короткое время (какое ребенок реально может сохранять активное внимание). Ребенку говориться, что сейчас вы будете читать ему книжку (можно использовать и другое задание, но такое, которое не является совсем новым для ребенка – раскрашивать, рисовать, писать палочки или буквы, читать самому, если уже умеет) – но как только зазвонит будильник, занятие окончено. Когда будильник зазвонил – прекращаем занятие, хвалим, можно дать печенье или конфету – ребенок доволен, а значит, сформирована позитивная установка на дальнейшие занятия. Постепенно, осторожно удлиняется время, на который заводится будильник.

По книге Е.В. Мурашовой «Дети «тюфяки» и дети «катастрофы».
Приемы и методы для улучшения саморегуляции организма ребенка

В данном приложении представлены приемы и методы, которые позволяют улучшать систему саморегуляции организма ребенка, снижать избыточное стрессовое напряжение, тем самым повышая восприимчивость детей к воспитательным и обучающим воздействиям. Кроме того, данные методы улучшают деятельность вегетативной нервной системы, повышают стрессоустойчивость и общий эмоциональный фон настроения.
К ним относятся: релаксация, аутотренинг, медитация и концентрация, направленное воображение и визуализация, аромотерапия, музыкотерапия, суггестия, растяжка
Многие из этих методов могут использоваться в сочетании, усиливая общий эффект, например, визуализация или релаксация проводятся под музыку на фоне аромотерапии.
Обучение детей основам релаксации и визуализации решает множество практических задач. Во-первых, позволяет быстро и эффективно снизить избыточное эмоциональное напряжение. Во-вторых, повышает чувство уверенности в своих силах за счет ощущения контроля над ситуацией. В-третьих, при регулярном выполнении формируется навык управлениями своими эмоциями в различных ситуациях. В-четвертых, эффективно решает проблемы со сном, характерные для многих детей, помогая овладеть тревожными негативными мыслями перед сном. Ниже приводятся упражнения на релаксацию, рассчитанные на детей.
Предлагаемые варианты можно использовать в группах численностью не больше 10-12 человек. Для детей с трудностями самоконтроля, гиперактивностью группа должна быть меньше – не более 5-6 человек, с такими детьми, по возможности, первые несколько занятий лучше проводить индивидуально. Использование музыки, аромотерапии упрощает выработку навыка, но необходимо учитывать, что затем, при отсутствии этих стимулов многим детям бывает труднее воспроизвести его самостоятельно.
Если задача состоит в том, чтобы снизить напряжение индивида «здесь и сейчас», подготовить к дальнейшей работе, например, групповой дискуссии, повысить восприимчивость к новому опыту, то короткая релаксация может использоваться в начале урока.
Для закрепления нового опыта, снятия возбуждения после бурной дискуссии или игры, релаксацию или визуализацию можно использовать в завершающей части занятия.


Упражнение. Глубокое дыхание. Время: 2-3 мин. Возраст: 5-12 лет.
Цель: регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.
1.Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.
2. Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши нормально.
3. Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.
4. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.
5. Повтори это в течение 2 или 3 минут.
Сходные показания к применению имеют и другие методы из этой группы.
Концентрация
Эти упражнения повышают способность сохранять внимание, позволяют отвлечься от тревожных мыслей, снять напряжение.
Инструкция. Сесть удобно, боком к спинке стула, чтобы не опираться, сидение не должно быть мягким.
Руки на коленях, глаза закрыты.
Дыхание через нос без напряжения. Стараться сосредоточиться лишь на том, что выдыхаемый воздух теплее вдыхаемого.
Далее возможно:
Медленный счет от 1 до 10, необходимо сосредоточиться на этом счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, необходимо начать сначала. Повторять в течении 5 минут.
Концентрация на слове. Выбрать короткое (лучше двусложное слово), вызывающее приятные эмоции. Это может быть имя любимого человека, название любимого места или блюда. Медленно произносить первый слог на вдохе, второй  на выдохе. Сосредоточьтесь на этом слове, теперь это слово – ваш пароль в мир концентрации.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.
Растяжки
Когда человек испытывает стресс, то мышцы тела чрезмерно напрягаются, причем обычно это бывает определенная группа мышц, в зависимости от индивидуального типа реагирования. Сохраняющееся мышечное напряжение удерживает стрессовое состояние, приводя к чрезмерному утомлению и беспокойству. Тревожный ребенок особенно часто испытывает чрезмерное мышечное напряжение, например, при письме напрягаются не только мышцы руки, но и плеч, лица, особенно в области лба, что приводит к усталости и даже может провоцировать головную боль
Упражнения на растяжку можно использовать для предупреждения утомления в процессе урока, любого занятия, во время выполнения домашнего задания.

Упражнение «Жираф».
Можно выполнять с детьми с 6 лет.
1. Закрой глаза.
2. Сделай вдох и расслабься.
3. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори 3 раза.
4. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори 3 раза. Подними каждое плечо несколько раз.
5. Сядь снова прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной как у жирафа шеей.
Упражнение  «Скала». Время: 2 мин. Возраст: 7-9 лет.
Цель: соединение со своей внутренней силой. Сосредоточение.
1.Встань прямо, поставив ступни ног параллельно на расстояние 10 сантиметров друг от друга.
2. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.
3. Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.
4. Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах.
5. Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала.
6. Пусть партнер мягко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.
7.Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в лифте, автобусе или очереди.
8.Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Ты чувствуешь возросшую уверенность в своих силах, большую устойчивость.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

Визуализация и направленное воображение
Мысленные образы – символы и картины – это язык правого полушария, язык чувств, тогда как левое полушарие отвечает за речь, логику, рациональность и последовательность. Образы могут передавать размер, форму чего-либо и вызывать ощущение реальности чего-либо. Например, представив розу, мы чувствуем ее аромат, представив мороженое – его вкус. У детей развито воображение, когда они играют, они используют мысленные образы. Однако воображение может делать особенно яркими картины вероятных негативных событий. Часто воображение повторяет картины произошедших неприятностей. Тело при этом реагирует на мысленные образы привычным образом, как на реальное событие, вызывая сильный стресс. Для коррекции тревожных мыслей широко используется направленное воображение или визуализация. Эти методы позволяют использовать в нужный момент силу позитивных воспоминаний, создавать образы желаемого будущего, усиливая стремление к нему. Часто данный прием используют спортсмены, настраиваясь на победу в соревнованиях. Используя воображение, можно настроить себя на релаксацию, хорошее самочувствие, успех. С помощью данных методов возможно также обучение ребенка.

Упражнение  «Небо». Время: 5 мин. Возраст: 6-10 лет.
Цель: расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями. Осознание того, что отвлекает и избавление от этого.
1.Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.
2.Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака — внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.
3.Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.
4.Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.
Упражнение  «Океан». Время: 5 мин. Возраст: 6-10 лет.
Цель: полное расслабление. Совершенствование управления мыслями.
1.Сядь в кресло прямо (не напрягая спину), ноги касаются пола. Или сядь на пол, скрестив ноги. Закрой глаза.
2.Представь океан. Ты видишь уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у твоих ног, отползают обратно. 
3.Продолжай наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад. Если ты о чем-то думаешь, твои мысли уносятся вместе с волнами. Смотри на океан.
4.Ты смотришь на волны, и чувство покоя переполняет твою душу. Это — твой собственный мир, полный спокойствия, ты можешь ощутить его в любой момент.
5.Открой глаза. Если хочешь, посиди несколько минут. Вставай медленно.
Возможно просто сосредоточить внимание детей на приятных образах: вспомнить запах лимона, а затем представить, как гладишь котенка,  представить, как хрустит снег в морозный день под ногами и т.д.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

Позитивное мышление
Очень важно формирование позитивного мышления, позитивного настроя. Большинство тревожных детей не осознают, что они сами запугивают себя, рисуя в воображении негативные картины будущего. Для снижения стресса очень важно осознать негативные мысли, записать их, а, затем, искать способ переформулирования, превращения в позитивные утверждения.

Упражнение  «Мыльные пузыри». Время не ограничено. Возраст: 8-11 лет
Цель: повышение самоуважения. Замена негативных мыслей на позитивные.
1.Сядьте, взяв карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «я плохо себя чувствую», вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «я вздремну и буду чувствовать себя лучше». Запишите ваши негативные мысли.
Слева
Справа
Я не могу это сделать
Я это еще выучу
Я не буду, это слишком сложно
Я попробую это сделать
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться
Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо
Я не могу делать домашние задания, когда брат в моей комнате
Я надену наушники, чтобы сосредоточиться, когда брат в моей комнате

2.На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево (как в комиксах). На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырьках справа — позитивные.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.
Работу по формированию позитивного мышления важно поддержать в различных вариантах. В классный час можно включать как итоговую рефлексию того хорошего, что было с ребятами в школе за неделю. Поощряйте позитивные высказывания учеников. намеренно спрашивайте тех, кто действительно способен вспомнить хорошее, тогда тревожные , неуверенные дети могут подумать: «Да, у меня тоже было это и это хорошо!». Это будет опытом формирования позитивного мышления.
Важно подводить детей к осознанию своих достижений. Помогайте регулярно, раз в месяц, или хотя бы перед каникулами увидеть, как они подвинулись за время учебы, ответить на вопрос: каким я был и какой я сейчас.

Упражнения для быстрого снятия напряжения
В том случае, когда обстоятельства требуется немедленно овладеть эмоциями, можно использовать один из способов быстрого снятия напряжения. Разные методы могут пригодиться в разных ситуациях.

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, плечи, увлажните губы. Проследите, чтобы лицо и положение тела не выражали стрессового состояния. Проще добиться расслабления, если предварительно, напротив, максимально сильно напрячь мышцы. Для этого скорчить самую «зверскую, злобную» гримасу, задержать на несколько секунд, а затем на выдохе – максимально расслабить мышцы лица. (Понятно, что лучше, если никто не увидит нас в этот момент!)
Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, медленный выдох через нос. Постарайтесь представить, что с каждым вдохом и выдохом вы частично избавляетесь от стрессо­вого напряжения.
Противострессовое внимание. Оглянитесь вокруг и медленно мысленно переберите все предметы один за другим. Мысленно перечисляйте: «белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Так можно отвлечься от внутреннего напряжения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.